УВАЖАЕМЫЕ СТАЛЕКАНАТЧИКИ! ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДЕЛИТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ О СЕБЕ И ОБ ИСТОРИИ ЗАВОДА, ПРИСЫЛАЙТЕ СВОИ МАТЕРИАЛЫ ПО АДРЕСУ: encyclopedia@litopys.com.ua.
ИЛИ ЗВОНИТЕ НАМ!
044 581 04 68 (контактное лицо Артемьева Наталья Николаевна)
С 1 апреля 1968 года начальником цеха был назначен Степан Игнатьевич Кирницкий, уже имевший опыт работы начальника
Для изготовления кислотостойких валов для комбайнов был найден изготовитель — гранитный карьер с. Батаны (под Уманью). Их изготовление и поставку курировал
И таких примеров в цехе было очень много.
Для устройства новых фундаментов и монтажа на них волочильных станов привлекались подрядчики.
Благодаря самоотверженности специалистов цеха в период организации и выполнения всех этих работ, как и было обещано, с 1 сентября 1968 года СПЦ-3 начал стабильную работу, выполняя и перевыполняя план и планомерно наращивая объёмы производства. Уже в начале первого послепускового года цех вышел на проектную мощность. В 1974 году проектная мощность цеха была перекрыта на 15 тысяч тонн. За пятилетку 1971–1975 годов производительность труда в цехе, коллективом которого руководил Степан Игнатьевич Кирницкий, выросла на 54%.
Далеко от Харцызска, в Черкасской области, в 1930 году родился Степан Игнатьевич Кирницкий. В 14летнем возрасте начал он трудиться в колхозе, и к призыву на срочную службу уже имел семилетний трудовой стаж. Армия переориентировала молодого крестьянина: в его послужном списке — должности моториста, механика, авиатехника.
В 1954 году он поступил работать на Харцызский сталепроволочно-канатный завод. Ступени роста многих специалистов того времени очень похожи. Начинали с рабочей точки, а дальше двигались в меру своих способностей и приобретаемого опыта, образование получали без отрыва от производства. Степан Игнатьевич работал рабочим по увязке мотков проволоки в СПЦ-1, затем травильщиком в СПЦ-1 и СПЦ-2, мастером травильного отделения СПЦ-2, начальником СПЦ-2, начальником СПЦ-3. Здесь он особенно проявил себя как талантливый организатор и руководитель, выведя цех на новый уровень по всем технико-экономическим показателям. А с 1976 по 1986 год он работает уже заместителем директора завода по экономическим вопросам. Чтобы пройти такой путь, одного энтузиазма мало — нужны были знания. Окончив в 1958 году 10-й класс харцызской вечерней школы рабочей молодёжи, Степан Игнатьевич поступил в Украинский заочный политехнический институт.
Практическое внедрение всего нового, передового в цехах, где работал
По достижении пенсионного возраста Степан Игнатьевич ещё 20 лет работал начальником первого отдела завода. Полвека заводского трудового стажа имеют многие, но отдача от каждого работника — разная. С уверенностью можно сказать, что этот человек прошёл свой трудовой путь на заводе честно и с пользой для дела.
Внедрение технологии волочения в режиме гидродинамического трения оказало огромное влияние на рост производительности волочильных станов. Если раньше волочильщику приходилось менять маршрут волочения один — два раза в смену, то теперь — в неделю. При этом резко улучшились качественные показатели проволоки. В начале 70-х годов 20 века уже все станы работали в режиме гидродинамического трения.
При постоянном росте выпуска продукции сокращалась численность необходимого персонала, что было немаловажно в условиях неукомплектованности завода кадрами. Так, если в 1968 году в цехе работали 1276 человек, то в 1974-м — 986.
За это время в цехе был освоен выпуск ряда новых видов продукции: сварочная проволока СВС и СВ 08 Г2С, наплавочная проволока 30ХГСА, проволока квадратного сечения из стали марки 65Г, для шайб гровера, проволока для деталей холодной высадки, а также проволока в прутках из стали-серебрянки для изготовления пружин клапанов автомобильных и других двигателей.
За 1971–1975 годы цех 14 раз занимал первые места в межцеховом соревновании. В цехе сложился сплочённый, работоспособный коллектив рабочих, ИТР и служащих. Термотравильный участок возглавлял Николай Станиславович Чвертняк. В сталепроволочном цехе № 3, на термотравильном участке впервые осваивались уникальные комбайны — агрегаты совмещённых процессов термообработки, травления и подготовки поверхности проволоки к волочению. От того, какого качества будет заготовка для волочения проволоки, зависит конечный результат — качество товарной проволоки и канатов. Николай Станиславович сумел правильно организовать работу участка, который был объявлен образцовым участком по культуре производства среди предприятий «Союзметиза». Впоследствии Николай Станиславович был назначен на должность начальника отдела кадров завода.
Первый волочильный участок возглавлял Владимир Константинович Матяж, второй — Анатолий Куприянович Вергун, третий — Евгений Михайлович Прудченко, четвёртый — Владимир Ильич Кубрак, работавший потом заместителем и начальником цеха металлокорда; участок отжига проволоки и участок шлифовки прутков проволоки-серебрянки — Михаил Васильевич Пелепейко (впоследствии занявший ответственный пост в системе Госснаба Украины); сортировочный участок — Ангелина Николаевна Таганская.
Много трудностей вначале было в крановом хозяйстве. Но там мастером был Анатолий Тихонович Ложкин, и он сумел наладить работу крановщиков и ремонтной группы.
Сложной была работа электрокарного хозяйства. Грузооборот внутри цеха составлял более тысячи тонн в сутки. Внутрицеховой транспорт, состоящий из электрокар и электропогрузчиков, которые часто ломались, не выдерживал такой нагрузки. Положение значительно улучшилось с введением должности мастера электрокарного хозяйства, назначением на эту должность Владимира Александровича Зубанова и передачей карного хозяйства в надёжные руки энергетика цеха Виктора Яковлевича Соболя.
Виктор Яковлевич Соболь с первых дней работы цеха сумел создать коллектив, ставший образцовым по отношению к труду и дисциплине. Этому коллективу первому в цехе было присвоено звание коллектива коммунистического труда. Ответственное отношение к работе, высокий уровень сознательности передались Виктору Яковлевичу от отца, который одним из первых пришёл на завод и трудился на совесть. Его имя было не раз занесено на заводскую Доску почёта. Многотиражка предприятия «За качество продукции» писала о передовике Якове Соболе.
Виктор Яковлевич пошёл по стопам отца и гордо нёс его фамилию, пройдя достойный трудовой путь на заводе длиною в сорок с лишним лет. Приобретенный с годами опыт, отличные организаторские способности позволили ему впоследствии занимать должности заместителя начальника СПЦ-3, заместителя начальника, а потом и начальника производственного отдела завода и, наконец, должность директора по производству. Под его руководством служба по производству на протяжении ряда лет успешно обеспечивала выполнение заказов потребителей. Подготовив достойную смену, с чувством исполненного долга, Виктор Яковлевич Соболь ушёл на заслуженный отдых лишь в 2009 году.
Из СПЦ-3 вышло много хороших руководителей высшего звена завода. Юрий Ефимович Диканский, сменивший Виктора Яковлевича на посту энергетика цеха, в дальнейшем работал начальником сталепроволочного цеха № 1. Впоследствии, с выходом
В сентябре 1969 года заместителем начальника СПЦ-3 назначен работавший ранее начальником ППБ СПЦ-1 Сергей Фёдорович Коровайный. В совершенстве зная технологию и организацию сталепроволочного производства, он внёс большой вклад в освоение новых видов продукции и улучшение организации производства.
Чёткое планирование производства в СПЦ-3 обеспечивал коллектив ППБ во главе с Тамарой Петровной Остапенко.
Технологическую службу в цехе с первых дней возглавлял неутомимый труженик Виктор Григорьевич Колосов. В 90-е годы некоторые цехи ХСПКЗ, в том числе и СПЦ-3, были законсервированы. После повторного ввода в действие цеха Виктор Григорьевич снова пришёл в технологическую службу цеха, осваивал с другими специалистами запускавшееся в работу ранее установленное и новое оборудование, новые технологии, пока не перестало биться его сердце.
Ещё в составе комсомольской организации цеха хорошо проявил себя Якоб Георгиевич Сорощук, прошедший путь от волочильщика проволоки до начальника участка, а затем — заместителя начальника самого крупного заводского цеха — металлокорда.
С таким кадровым составом, усиленным специалистами из других цехов, сталепроволочный цех № 3 постепенно выравнивал свои показатели и становился в строй передовых.
Ещё больше работы прибавилось в 1967 году, когда приняли в эксплуатацию вторую очередь цеха. Но к этому времени трудящиеся цеха уже перебороли первые трудности и к 50летию Октября освоили мощности первой очереди. Постепенно цех проектной мощностью 100,3 тысячи тонн продукции в год набирал обороты, оправдывая звание самого крупного в Европе сталепроволочного цеха.
В июле 1966 года приняли в эксплуатацию канатный цех, руководителем которого ещё во время строительства был назначен Семён Ильич Дугадко.
Начальник цеха
Электрослесари внедрили наиболее надёжную и удобную схему управления импортных намоточных станков, в результате чего намотчики увеличили зону обслуживания станков с 6 до 8.
В наладке оборудования цеха, в автоматическом управлении запуском машин активное участие приняли слесари Л. Барильченко,
И наконец 28 июля 1966 года на участке
есомый вклад в становление канатного цеха № 2 внёс заместитель начальника цеха
1966 год положил начало переводу станов СПЦ-1 на работу с тонной катушки вместо мотков по 80–100 кг, что дало увеличение производительности труда на 15%, увеличило норму обслуживания стана.
Большую работу провели работники СПЦ-4 под руководством
В 1966 году на предприятии идёт деятельная подготовка к переходу на хозяйственный расчёт. Назрела необходимость совершенствования системы управления, планирования и экономического стимулирования труда. В августе 1966 года был создан экономический совет и постоянно действующая комиссия по подготовке завода к переходу на новую систему планирования и экономического стимулирования. Разработаны положения о заводском хозрасчёте, о премировании за экономию сырья, материалов, энергоресурсов. Массово изучалось положение о социалистическом государственном предприятии. Первоначально введен межцеховый хозрасчёт в основных цехах. Переход на новую систему планирования и экономического стимулирования был важным шагом в развитии предприятия: увеличилась заинтересованность трудящихся в снижении себестоимости продукции, значительно возросла прибыль в цехах и по заводу в целом.
1967 год. Трудовая вахта в честь 50-летия советской власти увенчалась большими успехами. Работали (теперь уже успешно) сталепроволочный цех № 3, канатный цех № 2, вводился в эксплуатацию цех металлического корда.
В связи с бурным развитием автомобильного транспорта большой грузоподъёмности шинная промышленность страны перешла на производство шин, обладающих высокой износостойкостью. Хлопчатобумажный корд — армирующий материал для шинной промышленности — уступил металлическому, с более высокими разрывными, ударными и усталостойкими прочностными характеристиками, с более высокой термостойкостью. К тому же шины на металлокорде вдвое экономичнее.
В нашей стране металлокорд впервые начал выпускаться на Белорецком меткомбинате, а с 1967 года — и на Волгоградском сталепроволочно-канатном заводе. Харцызский цех металлического корда был третьим в СССР по выпуску этой продукции и единственным в Украине. Трудности в освоении нового, очень сложного в изготовлении вида продукции были огромные. Волгоградцы в течение долгих лет осваивали проектную мощность нового цеха, хотя технологию освоили в течение двух лет. Согласно приказу министра харцызскому заводу тоже отводилось два года на освоение технологии. К периоду пуска цеха ядро ИТР сформировалось. Начальником цеха назначен
Большую роль в становлении коллектива цеха сыграли цеховые партийная и комсомольская организации (парторг цеха — прохождения практики по изготовлению металлокорда, но и инженерно-технические работники ХСПКЗ с целью изучения опыта работы коллег, анализа их ошибок, чтобы избежать их на своём предприятии. Наладку оборудования, активное участие в которой приняли механики
Начинал мастером в электроремонтном цехе. Вскоре раскрываются деловые качества молодого специалиста, и его назначают энергетиком СПЦ-3, потом начальником электроремонтного цеха, главным инженером ОКСа. Работал заместителем председателя Харцызского горисполкома, но потом вернулся на родной завод. Где бы он ни работал, труд его был успешным и плодотворным. Под его руководством электроремонтный цех завоевал право называться цехом коммунистического труда, цех металлокорда за один год и три месяца освоил производственные мощности первой очереди, а вторая очередь цеха была освоена ещё быстрее, и цех, из года в год наращивая производство, значительно перекрыл проектную мощность, 4000 тонн, и спустя семь лет дополнительно к проектному заданию начал производить ещё около 1000 тонн продукции. Позже труд этого замечательного руководителя будет по достоинству оценён — один из немногих на заводе он будет удостоен ордена Ленина за высокий вклад в развитие метизной отрасли СССР, затем орденом Октябрьской Революции. А в 1994 году ему присвоено звание «Почётный гражданин города Харцызска».
В ЦМК только в пусковой период было внедрено 40 рационализаторских предложений на сумму 526 тысяч рублей. Механик
В полувековой юбилей Великой Октябрьской социалистической революции заводчане взяли на себя сложные задачи по освоению новой техники, технологии, новых видов продукции, главными из которых были латунированная проволока РМЛ, шлифованная проволока в прутках из стали 50 ХФА, проволока для холодной высадки, пружинная проволока первого класса и нерасслаивающаяся, проволока квадратного профиля. В канатном производстве также появились новинки — канаты закрытой конструкции большой длины для шахтного подъёма.
Коллектив трудился с удвоенной энергией. Из 1740 рабочих, взявших обязательство досрочно выполнить двухлетку, все к юбилею Великого Октября не только выполнили, но и перевыполнили намеченные обязательства. Инициатор соревнования
Кадровое обеспечение вводимых в 60-е годы цехов, обучение кадров тяжёлым бременем легло на плечи директора по кадрам и общим вопросам Павла Иосифовича Величко, начальника отдела кадров Юрия Петровича Воронцова, начальника техучёбы
19 лет подряд, с 1966 года по 1985 год, Павел Иосифович Величко работал заместителем директора завода по кадрам, быту и общим вопросам.
16 апреля 1953 года пришёл Павел Иосифович на ХСПКЗ. Работать начинал помощником мастера, а уже в сентябре 1953 года был назначен мастером по ремонту электрооборудования СПЦ-1. На такой же должности потом работал в СПЦ-3. Активная жизненная позиция, участие в общественной работе нашли признание в коллективе, и 18 декабря 1957 года он был избран заместителем председателя завкома профсоюза, а с 1958 по 1962 год он возглавлял партбюро завода. И второй раз довелось работать в завкоме профсоюза, теперь уже председателем, с 1963 года. Но наибольший вклад в развитие предприятия и города Павел Иосифович Величко внёс именно как заместитель директора по кадрам, быту и общим вопросам в 60–80-е годы. Это и кадровое обеспечение предприятия, и интенсивное развитие социальной сферы — строились жильё, детские дошкольные учреждения (их стало десять), поликлиника, столовые, общежития, база отдыха «Сталеканатчик» в Зугрэсе…
5 июня 1972 года на живописном берегу реки Крынка впервые наполнился детскими голосами заводской пионерский лагерь «Барвинок». Незабываем день его открытия. Первый начальник лагеря Вера Семёновна Чеберко получает от строителей и руководства завода символический ключ от детской здравницы. С тех пор «Барвинок» под неустанной опекой и профсоюза, и заместителя директора по кадрам и быту. 34 года здесь оздоравливались дети сталеканатчиков.
Верен своему соцкультбыту остался Величко Павел Иосифович и после достижения пенсионного возраста: его заботой стала база отдыха «Сталеканатчик», начальником которой он был, пока позволяло здоровье. Да и как было усидеть на заслуженном отдыхе человеку, вся жизнь которого прошла в труде?
А тогда, в конце 60-х, ох, как ему было непросто. Завод расширялся, и пришлось ему поездить по стране, приглашая кадры для укомплектования рабочих мест. Привлекались не десятки, не сотни — тысячи человек. Приходилось прибегать к таким непопулярным мерам, как укомплектование штата осуждёнными, досрочно освобождёнными из мест заключения, и так далее. В своих воспоминаниях директор завода 60-х — начала 70-х годов
С 1960 по 1967 год ведётся строительство теплоцентрали — ТЭЦ 18 МВт (до 2000 года — котельная промрайона (КПР). В 1972–1980 годах строительство трех водогрейных котлов типа ПТВМ100 и одного КВГМ100 общей тепловой мощностью 400 Гкал/час, строительство теплотрасс на город. В 90х годах водогрейная котельная с теплотрассами и мазутным хозяйством переданы в городское хозяйство «Теплосеть».
В 1962 году построены очистные сооружения завода, а в 1971–1989 годах был построен участок нейтрализации (начальник участка
В 1987 году организован энергоцех, начальником которого назначен Иван Владимирович Сотник. На протяжении ряда лет его заместителем был Анатолий Павлович Логинов.
Участок водоснабжения на протяжении многих лет возглавлял Анатолий Павлович Синяговский. Заслуживает уважения работа ветеранов цеха П.А Сапрыкина,
Участок теплосети и вентиляции занимался эксплуатацией, ремонтом и монтажом теплотрасс пара 11 кг/кв. см, горячего водоснабжения завода и объектов соцкультбыта, десяти дошкольных учреждений, двух школ, базы отдыха в Урзуфе, а также выполнял ремонты вентустановок в цехах завода. Отличными специалистами проявили себя
Организована работа кислороднокомпрессорного участка. Начальником участка работал
Большую роль в организации работ по охране окружающей среды играет лаборатория охраны окружающей среды, которую со дня организации возглавил
Построен электроремонтный цех, начальником которого назначен Николай Иларионович Чумаченко. Длительное время впоследствии им руководил Николай Григорьевич Варивода.
В 1967 году из Октябрьской автобазы № 04666 и автотранспортного предприятия 04119 Харцызскому сталепроволочно-канатному заводу было передано несколько автомобилей. Это и положило начало автотранспортному цеху завода, начавшему свою работу в 1968 году. Создаётся администрация и инженерно-техническая служба. Постепенно формируется крепкий коллектив. С начала его образования в цехе работали 19 ветеранов Великой Отечественной войны. Многие годы (с 1967 по 1996 год) автотранспортным цехом руководил один из первооткрывателей завода Юрий Александрович Гасенко.
Для Юрия Александровича завод — второй дом. Именно здесь, на заводе, в гуще комсомольской жизни прошла его юность. Читая старые подшивки газет, часто встречаешь его фамилию как активного комсомольца и передовика производства. Заводская комсомолия 50-х воспитала у многих членов комсомола активную жизненную позицию, развила организаторские способности, благодаря чему из её рядов впоследствии вышли хорошие командиры производства, руководители профсоюза, парткома завода и заводских цехов. Под деятельным руководством Юрия Александровича цех постоянно развивается, улучшается его материальная база, создаются условия для ремонта техники. Автопарк цеха к 1993 году насчитывает 110 единиц автомобилей, автобусов, тракторов, бульдозеров. К 1997 году хозяйство цеха обновлено до 55% новыми автомобилями. После ухода Юрия Александровича Гасенко, отработавшего на заводе почти полвека, на должность начальника цеха назначен Виктор Фёдорович Ростапшев, затем — Сергей Васильевич Тураев.
Построен инструментальный цех, собравший под своё крыло всё заводское фильерное производство.
В 1963 году центральная заводская лаборатория праздновала новоселье, переезжая в новое здание.
В новом инженерном корпусе разместились службы ПКО, лаборатория метрологии, ЦЛАМ, газовая служба и АТС.
Одновременно со строительством и вводом в действие новых цехов шла интенсивная работа по реконструкции и наращиванию мощностей в действующих цехах первой очереди. Наиболее значительными в этом плане были работы по реконструкции патентировочного и травильного отделений СПЦ1. Ремонтно-механический цех увеличен в два раза за счёт перемещения электромеханического цеха и цеха ширпотреба. На высвобожденных площадях установлено новое оборудование для изготовления качественной оснастки, инструментов, нестандартного оборудования для производственных цехов.
В 1968 году директором завода назначен Николай Иванович Дроздов.
Николай Иванович Дроздов — директор ХСПКЗ с 1968 по 1974 год, кандидат технических наук, прекрасный организатор и человек, оставивший о себе добрую память в Харцызске. Период, когда предприятием руководил Николай Иванович Дроздов, является одним из наиболее ярких в истории Харцызского сталепроволочно-канатного завода.
Николай Иванович Дроздов родился в 1933 году в Старорусском районе Ленинградской области, в деревне Полуково. Его трудовая деятельность началась на Одесском сталепроволочно-канатном заводе в 1954 году, после окончания Ленинградского индустриального техникума. Начинал бригадиром, затем стал мастером, начальником участка. Сочетая производственную работу с учёбой, окончил Одесский политехнический институт, после чего назначен заместителем начальника, а затем начальником сталепроволочного цеха. В ноябре 1967 года был выдвинут на работу в Укрглавметиз МЧМ УССР в качестве старшего инженера производственного отдела, а в августе 1968 года он назначен директором ХСПКЗ.
Несмотря на то, что был молод (всего 35 лет), Николай Иванович Дроздов проявил себя как грамотный руководитель и в организации производства, и в деле подбора и расстановки кадров. За время его руководства предприятием завод добился значительных результатов и признания во всесоюзном масштабе. ХСПКЗ 22 квартала подряд удерживает переходящее Красное знамя МЧМ СССР и ЦК ВЦСПС, являясь победителем во всесоюзном социалистическом соревновании предприятий Главметиза СССР. Введенные в середине и конце 60-х годов новые производственные мощности успешно освоены и наращивают темп производства.
Для самого Дроздова Николая Ивановича работа на ХСПКЗ тоже оказалась хорошей практической школой, позволившей ему защитить диссертацию на звание кандидата технических наук и положительно повлиявшей на его быстрый карьерный рост. В 1974 году он возглавляет Белорецкий металлургический завод, а после окончания Высшей промышленной академии Николай Иванович Дроздов назначен заместителем министра чёрной металлургии СССР. За высокий вклад в развитие предприятий чёрной металлургии СССР Николай Иванович Дроздов награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения
Отношение к Харцызску и сталеканатчикам у Николая Ивановича особенное. «Я оставил в Харцызске частицу своего сердца», — пишет он из Москвы харцызским сталеканатчикам. В год 50-летия завода, подводя итоги многолетней работы предприятия, перечисляет всех специалистов, с которыми довелось работать в Харцызске. Не забыл и о своих «хранителях спокойствия и здоровья», бессменном на протяжении многих лет секретаре директора Клавдии Тихоновне Хелемендик (секретарь девяти директоров!) и водителе директорской машины Николае Баранове, одном из лучших водителей автотранспортного цеха. Учитывая особенный стиль работы Николая Ивановича, которого в 5–6 часов утра можно было видеть на обходе цехов, беседующим с мастерами и рабочими, их работа была чрезвычайно напряжённой, скорее ответственной, чем почётной.
В январе 1968 года трудящиеся ХСПКЗ встали на трудовую вахту в честь 100-летия со дня рождения основателя первого в мире социалистического государства Владимира Ильича Ленина. И обязались задание восьмой пятилетки выполнить досрочно, к 15 декабря 1970 года.
1968 год был знаменательным и в истории заводской комсомолии — в дни подготовки к 50-летию Ленинского комсомола первичная заводская комсомольская организация получила права райкома.
Вся молодёжь Харцызска подхватила почин слесаря-шлифовальщика, члена завкома комсомола ХСПКЗ Вячеслава Острикова, обязавшегося к юбилею комсомола страны выполнить годовой план. 2000 молодых рабочих предприятия включились в это соревнование, и 29 октября, в день рождения комсомола, рапортовали о том, что работают уже в счёт будущего, 1969 года. В их числе вместе с В. Остриковым были Н. Гаркуша, Ю. Хасан,
В. Синявский и многие другие.
Развернулось соревнование за право называться комсомольской организацией имени погибшего от рук бандитов в годы гражданской войны первого секретаря райкома комсомола Алексея Склярова. Имя Алексея Склярова присвоено комсомольской организации ЦЗЛ (секретарь цехового комитета комсомола Т. Воронина). Имя 50-летия Ленинского комсомола присвоено смене мастера РМЦ
В 1969 году в Москве состоялся торжественный пленум ЦК ВЛКСМ, посвящённый
Этот период в истории предприятия характеризуется высоким темпом роста производительности труда, постоянным поиском резервов производства. Большую работу проделали сталеканатчики по освоению производственных мощностей. Особенно успешно работал цех металлокорда. В январе 1968 года здесь была произведена первая продукция, а в сентябре мощность первой очереди успешно освоена.
Инициаторы соревнования в честь Как один из лучших, на Всесоюзном совещании работников чёрной металлургии по обобщению и внедрению передового опыта в Челябинске был представлен метод работы волочильщика ХСПКЗ
Под руководством директора завода Николая Ивановича Дроздова по всем своим показателям предприятие начало выходить в число лучших в стране по своей отрасли. На заводе организуется республиканская межзаводская школа, изучающая пути улучшения катанки, качество которой уже не удовлетворяло быстро развивающуюся метизную отрасль страны и потребителей метизной продукции. В эту работу включаются заводские службы — технический отдел, ЦЗЛ, ОТК, подключаются ведущие институты страны, с которыми завод интенсивно сотрудничает на протяжении всей своей истории по различным направлениям деятельности: по улучшению сырья, новым технологиям, освоению новых видов продукции, по смазкам, технологической оснастке и пр. Большую организующую и направляющую роль в жизни коллектива предприятия всегда играл партком завода. В развитие предприятия большой вклад внесли секретари парткома завода разных лет:
В деятельности парторганизации завода, которую на протяжении 11 лет подряд возглавлял Александр Александрович Запольский, появляются новые формы работы. Гласности придаётся особое значение. Зеркалом деятельности предприятия, жизни коллектива всегда была заводская газета «За качество продукции», первым редактором которой (с 1956 года) был Н. Гудзловенко, затем многие годы —
В
Так же торжественно проходил выпуск миллионной тонны канатов в канатном цехе № 1.
В 1968 году за большие заслуги в развитии промышленности лучшие производственники завода удостоены почётного звания — «Заслуженный металлург Украины».
Имя бригадира первой коммунистической бригады хорошо известно всем на заводе.
Звания «Заслуженный металлург Украины» удостоен калильщик первого сталепроволочного цеха
Список кавалеров ордена Ленина на заводе открывает Алексей Владимирович Ломако. Всю жизнь Алексей Владимирович работал на металлургических предприятиях страны. Тем не менее, он не металлург, а железнодорожник. В 17 лет он пришёл на Алмазнянский металлургический завод. И неизвестно, кем бы стал молодой рабочий, если бы его не послали на курсы дежурных по станции. Позже совмещал работу с учёбой на курсах соцмастеров (были в то время такие курсы). Работа на железной дороге пришлась Алексею Ломако по душе. Немало было специальностей на железной дороге: машинист паровоза и кочегар, путеобходчик и диспетчер, дежурный по станции и стрелочник — и большинство из них знакомы Алексею Владимировичу Ломако. За свою более чем
Тяжело пришлось в годы войны: вместе с заводом эвакуировался на Урал, в г. Ревда. Там, на метизном заводе, все годы войны работал заместителем начальника цеха железнодорожного транспорта. Трудное было время: уходили на фронт мужчины, подрастали мальчики — и тоже уходили на фронт. Вся тяжесть ложилась на женские плечи. Приходилось вникать и в бытовые дела цеховиков: поддерживать солдаток, чьи мужья погибли на фронте, помогать семьям фронтовиков угольком, дровами, да и просто тёплым словом. После Победы получил первую награду — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
С 1950 года до выхода на заслуженный отдых Алексей Владимирович Ломако работал на ХСПКЗ. Был заместителем начальника ЖДЦ, стропальщиком, диспетчером. Тут и пригодился его многолетний опыт, ведь диспетчер — оперативный командир производства: в его ведении все маневровые работы, железнодорожные пути.
Февраль 1954 года навсегда запомнился Алексею Владимировичу Ломако. За долголетний и безупречный труд на железнодорожном транспорте он одним из первых на ХСПКЗ был награждён орденом Ленина. Завод был молод, некоторые из будущих кавалеров орденов ещё ходили в подручных, осваивали секреты мастерства. Но у них был пример, на который надо было равняться.
В ответ на предложение трудящихся Горловки, рабкоры и народные контролёры ХСПКЗ провели
Выполнили свой план металлокордовцы, изготовившие к 20 апреля 110 тонн сверхплановой продукции. В
Рабочие канатного отделения
Пуск и освоение новых цехов, обновление технологического оборудования в действующих цехах, а также комплекс мероприятий по новой технике, передовой технологии, автоматизация и механизация производственных процессов, помноженные на рабочий энтузиазм всего коллектива завода, обеспечили значительный рост выпуска продукции и производительности труда. Выпуск продукции в 1969 году по сравнению с 1959 годом вырос в 15 раз и составил 309500 тонн.
В 1969 году на ХСПКЗ, как и на всех предприятиях страны, внедряется саратовский метод бездефектного изготовления продукции и сдачи её ОТК с первого предъявления. Огромную работу в пропаганде саратовской системы проводили директор завода
Первыми на заводе добились права сдавать продукцию по доверенности ОТК (с личным клеймом) канатчица цеха металлокорда
Бездефектная система труда, основанная не только на сознательности рабочих, но и подкреплённая специально разработанной системой материального стимулирования, позволила повысить качество выпускаемой продукции. Так, например, металлический корд диаметром 1,2 мм типа 22Л15, талевые канаты диаметром 28 и 32 мм по
Джерело: Харцыск: время, события, люди. - Том 2 - К.: КРИОН, 2010
http://www.history-ua.org/misto/?id=5009