УВАЖАЕМЫЕ СТАЛЕКАНАТЧИКИ! ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДЕЛИТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ О СЕБЕ И ОБ ИСТОРИИ ЗАВОДА, ПРИСЫЛАЙТЕ СВОИ МАТЕРИАЛЫ ПО АДРЕСУ: encyclopedia@litopys.com.ua.
ИЛИ ЗВОНИТЕ НАМ!
044 581 04 68 (контактное лицо Артемьева Наталья Николаевна)
Всемирно известные объекты применения продукции ХСПКЗ
В 60–70-е годы Харцызский сталепроволочно-канатный завод не раз выполняет ответственные заказы Родины.
До 1994 года Останкинская телебашня была самой высокой башней в мире. При строительстве этого уникального сооружения использовались 149 стальных канатов диаметром 39 мм, весом 235 тонн, изготовленные на Харцызском сталепроволочно-канатном заводе. В высоком качестве харцызских канатов убедился весь мир во время пожара на башне в 2000 году. Именно они помогли устоять башне во время разбушевавшейся стихии, предотвратив большое количество человеческих жертв, разрушений в районе башни, и сохранили саму башню, которая впоследствии была восстановлена.
Специальную прямолинейную промасленную проволоку с толстым цинковым покрытием для канатов изготовили в СПЦ-1 и цехе металлических покрытий на агрегате № 4. Технологами этих цехов были Марья Павловна Соловьёва и Марья Михайловна Величко. А сами канаты — в КЦ-1, которым в то время руководил опытный специалист канатного производства и прекрасный организатор Борис Савельевич Кузьменко. Непосредственно выпуском канатов на канатной машине К-6/1000 занимался третий канатный участок под руководством начальника участка Семёна Ильича Дугадко.
— В то время, — вспоминает Семён Ильич, — ведущими производителями канатов в стране были белорецкий и харцызский заводы. Но чести изготовить канаты для самой высокой в мире телебашни удостоились харцызяне. Честь — это одна сторона медали, а с другой стороны — головная боль и огромная ответственность за качество канатов и за сроки их изготовления. В сроки, естественно, уложились — не могли не уложиться. А что касается качества — оно проверено временем. И пожар на Останкинской телебашне в 2000 году подтвердил надёжность наших канатов.
В день, когда стало известно о пожаре, наши канаты оценили по достоинству, и уже в 11 часов вечера у нас брал интервью киевский журналист радиоагентства «Интерфакс-Украина» Юрий Уздемир, а в 5 утра транслировалась радиопередача о прочности наших канатов, которые и помогли устоять телебашне в чрезвычайной ситуации. На следующий день об этом упоминали многие украинские, российские и зарубежные СМИ.
Во время реконструкции башни, проведенной после пожара, наши канаты, с честью сослужившие службу, были отправлены «в отставку», а их место заняли канаты российских производителей. Мы ведь теперь два разных государства…
С особой теплотой отзывался Семён Ильич о тех, кто вместе с ним работал над изготовлением канатов для Останкино: начальнике канатной группы Людмиле Фёдоровне Кононенко, технологах Николае Павловиче Хижняке и Николае Михайловиче Озерове, канатчиках участка Николае Бугайчуке, Иване Харченко, Владимире Святецком — он ничьё имя не перепутал, безошибочно узнавал лица на стендах и в альбомах заводского музея, словно это было вчера, словно листал семейный альбом.
— Имена хороших специалистов никогда не сотрутся из памяти, — сказал Семён Ильич, — потому что на этих людей всегда можно было положиться. Только надёжные люди могут делать надёжную продукцию. Вот так-то!
По проектам «Киевсоюздорпроекта» с применением продукции Харцызского сталепроволочно-канатного завода были построены уникальные вантовые мосты — Московский (Северный) мост через Днепр в Киеве, вантовый мост имени
В 1976 году впервые пошёл транспорт по парящему над Днепром первому в СССР Мост обеспечивает пропуск шести полос автодвижения и мощной системы трубопроводов водоснабжения и теплоснабжения города.
В 1981 году открыто движение по самому длинному в Европе вантовому мосту — Горьковскому мосту через Даугаву длиной 2000 метров, протяжённостью надводной части моста 590 метров, с рекордным по тем временам центральным пролётом длиной 312 метров. Редкий по красоте и уникальный по инженерному решению мост, висящий над Даугавой на вантах из проволоки харцызских сталеканатчиков, обеспечивает пропуск четырёх полос автодвижения. Огромная заслуга в реализации этих проектов принадлежит ветеранам завода Владимиру Ивановичу Оболонину, который руководил сначала цехом металлических покрытий, а потом сталепроволочным цехом № 4, и Владимиру Васильевичу Артёмову — он был заместителем начальника, а затем начальником ЦМП. Владимир Васильевич отмечает кропотливую работу слесарей-наладчиков экспериментального стана для изготовления самовыпрямляющейся высокопрочной проволоки для вантов-пучков Виктора Фёдоровича Анциферова и Раджинальда Львовича Тимофеева; механика ЦМП Александра Семёновича Гербутова, одним из первых пришедшего на завод и прошедшего трудовой путь длиною свыше 50 лет.
Легенду о вантах и историю изготовления проволоки для Останкинской телебашни донесла потомкам статья «Прочность» в газете «Правда».
Однажды в кабинет Владимира Ивановича Оболонина зашёл человек с портфелем. Представился: «Я из Москвы. Нужна проволока для канатов особой прочности. Они будут держать Останкинскую телебашню».
— А почему вы ко мне, а не в техотдел?
— Я там был, они отказались — прочность выше всяких ГОСТов. Я и в Белорецке был, и на Магнитке. Там тоже отказались. Ваш главный инженер сказал: если возьмётся Оболонин, рискнём.
— А если это уникальное сооружение сковырнётся, то мне отвечать?
— Вы не согласны?
— Ну почему же, рискнём.
Пройдя школу мастерства проволочного производства, активно разрабатывая всевозможные новшества как один из лучших рационализаторов завода, Владимир Иванович заслужил прочно закрепившуюся за ним репутацию специалиста-новатора проволочного производства. У него в крови была заложена жажда творчества, эксперимента. Но и большая степень ответственности за результаты работы тоже были неизменными спутниками Владимира Ивановича Оболонина. И как бы ни было велико желание уйти в сторону от ответственности за «высокое доверие Родины» (попробуй подведи — на тебя вся страна смотрит!) — жажда творчества всегда побеждала.
Потом главного инженера Алексея Трофимовича Сёмкина пригласили в Москву, показывали внутри башни арматурные канаты, водили в ресторан «Седьмое небо». А Оболонин там не был. Зато он знал, что башня держится на канатах из его проволоки.
Потом были мосты. Буквально дневали и ночевали в цехе металлических покрытий и сам Владимир Иванович, и его заместитель Владимир Васильевич Артёмов, и кадровый рабочий цеха металлических покрытий Владимир Лукьянович Иванов, которому в числе первых доверили выполнение ответственного госзаказа — изготовление проволоки для киевского моста. Трудились по отработке технологии и технологи, и начальник химической лаборатории ЦЗЛ Виктор Николаевич Маркин.
Технология вантового мостостроения применялась впервые в мировой практике. Впервые для подвесных мостов использовались канаты не из витых, как обычно, а из параллельно уложенных проволок. Примечательно, что в Японии лишь через десять лет после строительства наших мостов пришли к подобной технологии мостостроения.
Понадобилась высокопрочная самовыпрямляющаяся стальная проволока диаметром 5,0 мм, со специальными свойствами, которую до этого ещё никто никогда не изготавливал. Сроки на изготовление проволоки для киевского моста были предельно сжаты, а давалась она тяжело, методом проб и ошибок. Вот тут-то Владимир Иванович и ощутил всю меру ответственности за заказ всесоюзного значения. А тем временем цех должен был выполнять производственный план, Иванову тоже надо было делать норму, поэтому колдовали над «пятёркой» не считаясь с личным временем. Верил в своё профессиональное чутьё Оболонин. Благо Артёмов со своей массой идей и оптимизмом и Иванов не уставали в который раз начинать всё сначала, помогая ему найти гвоздь проблем. И ведь если бы все ступени технологического процесса проходили в одном цехе, а то ведь заготовка для цинкования поступала из другого цеха.
Одна из сложностей заключалась в том, что проволока для вантов должна быть идеально прямой, а как же она будет погружаться в ванну, если будет натянута как тетива? Надо было поймать угол, под которым проволока входила в ванну и выходила из расплавленного свинца, и чтобы получила она равномерное тонкое, но надёжное антикоррозионное цинковое покрытие. Испробовали множество вариантов, изменяя скорость прохождения проволоки, температуру расплава, устраняя лишние для этого случая промежуточные этапы.
Описывая все эти события, корреспонденты газеты «Правда» В. Кузьмищев и С. Прокопчук отметили: «Если бы пришлось Оболонину объяснять, в чём была особая сложность выполнения того заказа, то он мог бы сказать, не стесняясь высокого стиля: «А знаете ли вы, что такое проволока? Нет, вы не знаете…» И когда представитель министерства приехал на ХСПКЗ, чтобы разместить заказ на изготовление проволоки для рижского моста, директор сразу направил его к Оболонину, уже имевшему опыт изготовления проволоки для киевского моста.
По специальному государственному заказу высокопрочную проволоку для вантов рижского моста изготовили в сталепроволочном цехе № 4. Для этого специалисты ПКО завода во главе с Павлом Моисеевичем Брозголем в срочном порядке разработали специальный агрегат по изготовлению такой проволоки. Его сделали прямо на заводе, своими силами.
Большой вклад в изготовление проволоки для вантов внесли волочильщики СПЦ-4
Щедро делились знаниями, приобретенным опытом по изготовлению проволоки оцинковщики цеха металлопокрытий
Открытие моста, награждение мостостроевцев Владимир Иванович Оболонин и Владимир Васильевич Артемов смотрели по телевизору. На открытие киевского моста, как и Останкинской телебашни, их пригласить и включить в список награждаемых забыли. Но мы-то должны помнить наших героев.
Главная высота России. Так называют Мамаев курган после победы советских войск в битве за Сталинград. Она вошла в мировую историю как символ мужества и стойкости, непревзойдённого героизма в борьбе за независимость Родины, за избавление человечества от фашистского рабства. Высоту на Мамаевом кургане нужно было отстоять любой ценой. Цена была огромной: 35965 воинов покоятся в братских могилах кургана. Эта великая битва послужила началом коренного перелома в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне в целом.
В память о героях одного из крупнейших в истории войн сражений, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 января 1958 года, на Мамаевом кургане в Волгограде воздвигнут уникальный памятник-ансамбль, открытие которого состоялось 15 октября 1967 года.
Скульптура
Главная высота России — это и наша высота, так как на строительстве этого уникального ансамбля использовалась высокопрочная арматурная проволока и канаты харцызских сталеканатчиков.
Продукция харцызских сталеканатчиков использовалась при строительстве атомных электростанций, в том числе Запорожской, Хмельницкой, Южно-Украинской АЭС; для оборонной промышленности; для канатной дороги на Ай-Петри, куполов десяти крупнейших цирков СССР; для глубоких шахтных подъёмов и многих других важных объектов.
Трудно перечислить имена всех работников ХСПКЗ, причастных к изготовлению продукции для этих уникальных объектов, потому что это не несколько человек, а коллективы нескольких цехов и служб. При входе в заводской музейно-выставочный центр на стенде размещены стихи рабочего завода Игоря Суханова:
О наших днях читая, кто-то третий,
Потомок наш, мечтатель и герой,
В скупых строках истории столетий
Прочтет о нас, товарищ дорогой.
Пусть не о всех потомок наш узнает,
Не все известны будут имена,
Но никогда та жизнь не умирает,
Которая в труде воплощена.
Впереди у харцызских сталеканатчиков — новые большие и малые объекты применения продукции и новые имена героев труда.
Работа на общий результат
За каждой трудовой победой коллектива стоят конкретные люди — от рабочего до руководителя предприятия. И от вклада каждого зависит общий результат.
Службу главного механика на заводе длительное время возглавлял Василий Борисович Махов. Как отмечают те, кто с ним работал, — это был толковый специалист и руководитель. Он и его родители — старожилы города Харцызска. 140 лет назад на строительство железной дороги приехал в эти места его дед. С тех пор пятое поколение Маховых живёт в Харцызске.
После окончания школы Василий Махов пошёл учиться в техникум, а на каникулах работал в слесарной мастерской машзавода. Затем работал токарем в Горловке на машзаводе, учился в Енакиевском металлургическом техникуме, Днепропетровском металлургическом институте. После учёбы работал на Енакиевском металлургическом заводе инженером-исследователем в техотделе, затем в прокатном цехе, был начальником блюминга и рельсо-балочного цеха. Если перевести срок работы Василия Борисовича в этой должности на технический язык, то за это время были прокатаны железнодорожные рельсы протяжённостью 6000 километров, рельсы для всех шахт Донбасса, сделан прокат многих тысяч тонн снарядной заготовки броневого листа для нужд армии.
Возвратившись в Харцызск, Василий Борисович работал начальником канатного цеха, главным механиком сталепроволочно-канатного завода. Кроме того, что огромный объём работ выполнялся во всех цехах развивающегося завода, при его участии, совместно с городскими службами, немало сделано на объектах города: на площади Ленина, на улице Октябрьской с разделительной полосой и газонами, где красуются зелёные ели; достроен парк культуры с аттракционами, стадионом; построен рынок. ХСПКЗ — одно из градообразующих предприятий города, и многие специалисты предприятия внесли свой вклад в развитие Харцызска.
Первенцем завода — сталепроволочным цехом № 1 — очень долго руководил замечательный человек и специалист Иван Алексеевич Марущенко. Именно здесь рождаются самые большие трудовые почины.
Большой вклад в общую копилку продукции завода вносит СПЦ-2, которым руководит опытный сталепроволочник Николай Андреевич Онищенко. Трудовой путь Николая Андреевича на заводе исчисляется несколькими десятилетиями, а вклад — новыми для завода видами высокопрочной проволоки, освоенной цехом, которым он руководил почти два десятилетия, и воспитанной им когортой славных тружеников цеха и завода.
Длительное время руководил вторым сталепроволочным цехом Николай Сергеевич Клименко и другие руководители.
Успешно осваивается пуск новых видов продукции. Цех металлопокрытий увеличил ассортимент за счёт оцинкованной проволоки для сталеалюминиевых кабелей с повышенными требованиями к цинковому покрытию и других профилей.
Весомую лепту в развитие предприятия вносит центральная заводская лаборатория. На предприятии совместно с НИИметизом проведена работа по усовершенствованию технологии производства и повышению качества спицевой проволоки на уровне лучших образцов.
В области канатного производства плодотворным было творческое содружество с Всесоюзным НИИ организации и механизации шахтного строительства (Харьков). Проведена исследовательская работа по конструированию и освоению технологии изготовления многопрядных некрутящихся канатов. В 1970 году канатный цех уже выпустил 525 тонн этого вида продукции. В мастерских института изготовлены также деформаторы для завода, с помощью которых предприятие начало выпуск нераскручивающихся канатов.
Неоценимый вклад в развитие канатного производства вносит Людмила Фёдоровна Кононенко, кандидат технических наук, начальник канатной группы ЦЗЛ, позже — начальник ЦЗЛ. Людмила Фёдоровна, вместе с коллективом канатной группы ЦЗЛ, с целью улучшения качества канатов, последовательно и активно занимается изучением причин появления дефектов на канатах в период их эксплуатации. Эта тема находит отражение в её диссертации кандидата технических наук. Она неутомима в своей работе, постоянно выезжает на угольные предприятия страны. 27 научных статей Людмилы Фёдоровны за время трудовой деятельности печатаются в различных специализированных изданиях.
После ухода на заслуженный отдых Варвары Ильиничны Скрипниченко Людмила Фёдоровна возглавила коллектив центральной заводской лаборатории.
Работники канатных цехов, технического отдела и ЦЗЛ из года в год совершенствовали технологию канатов, уделяя особое внимание отработке оптимальных шагов свивки, подбору проволоки по механическим свойствам, органического сердечника, улучшению качества машин и инструментов.
Работники канатного цеха № 2 внедрили установку, позволившую предварительную вытяжку канатов диаметром до 40 мм.
В цехах решаются проблемы так называемых «узких мест». Очень важной работой была замена плоских ремней на клиновидные на канатных и других машинах, что позволило сократить потери рабочего времени и повысить производительность труда. Вначале это мероприятие было внедрено в первом канатном цехе. Работы выполняли слесари-ремонтники 1 и 2 бригад под руководством опытных бригадиров Андрея Степановича Малькова и Анатолия Лукича Андриевского. Быстрый выход ремней из строя был очень серьёзной проблемой для цеха.
Хороший след в первом канатном цехе оставил Сергей Фёдорович Коровайный. В бытность его начальником цеха проводится крупномасштабная работа по модернизации оборудования на первом и втором производственных участках. Проводится полная замена устаревшего канатного оборудования, которая была завершена в 1975 году, в результате чего проектная мощность канатного цеха достигла 75 тысяч тонн стальных канатов в год.
В 1970 году ещё шире развернулось социалистическое соревнование в честь 100-летия со дня рождения
Бригада Анатолия Алексеевича Мартыненко в числе первых на заводе закончила пятилетку — за 4 года, и до конца года дала сверх плана более 500 тонн оцинкованной проволоки. В юбилейном, 1970 году,
Комсомол завода по инициативе комсомольской организации ЦЗЛ встал на трудовую вахту «100 ударных дней».
Подводя итоги социалистического соревнования, завком профсоюза (председатель
За достигнутые успехи коллектив завода награждён высокой наградой — Ленинской юбилейной почётной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров Союза ССР и ВЦСПС, грамотой областного совета профессиональных союзов, Красным знаменем горкома партии за высокие показатели в социалистическом соревновании. За победу в смотре-конкурсе культуры производства завод награждён Дипломом Совета Министров СССР и ВЦСПС, который вручил начальник Укрглавметиза МЧМ УССР
Директор завода
11 мая 1970 года в переполненном заводском Дворце культуры в центре внимания всех собравшихся был лишь один человек — Александр Алексеевич Маницкий, 33 лет от роду, уроженец города Иловайска, простой волочильщик проволоки сталепроволочного цеха № 2. Все собравшиеся пришли на встречу именно с ним, кандидатом в депутаты в Верховный Совет СССР. Значит, это не простой волочильщик, а особенный. Что же в нём особенного? После службы в рядах Советской Армии он пришёл на сталепроволочно-канатный завод. Это путь многих. Освоил одну из основных заводских профессий — тоже не в диковинку. Но не просто работает волочильщик — работает так, что залюбуешься. Старшее поколение передовиков производства гордится одним из лучших своих учеников — есть кому передать эстафету. Александр Алексеевич не только перевыполняет план, а является инициатором ценных трудовых починов, идёт в авангарде трудового соревнования. Став депутатом, Александр Алексеевич Маницкий, оправдал высокое доверие коллектива завода и избирателей.
Выполняя решения декабрьского (1969 года) Пленума ЦК КПСС и Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении использования режима экономии в народном хозяйстве», сталеканатчики провели смотр по внедрению на предприятии новой техники и передовой технологии, механизации и автоматизации производственных процессов. В смотре приняли участие 2528 человек. Из поступивших 347 предложений принято 277, от реализации которых получен экономический эффект 413,26 тыс. руб. Сэкономлено сырья, материалов, топлива и электроэнергии на сумму 514 тыс. руб. В смотре активное участие приняли волочильщики СПЦ-2
На призыв канатчиков КЦ-2 о досрочном выполнении личного плана производительности труда 1970-го в честь 24 съезда КПСС откликнулись 4229 человек, и 3103 из них досрочно выполнили личное задание.
Рабочие ЦМК 8 декабря 1970 года на своём митинге решили каждый день до открытия съезда считать днём ударной трудовой вахты.
Коллектив завода успешно завершил годовой и пятилетний планы. 3 декабря 1970 года заводская пятилетка финишировала. За годы пятилетки сверх плана реализовано продукции на 8,5 млн. рублей, объём реализации вырос вдвое. Выпуск металлопродукции с 1965 года возрос на 48%. Значительно вырос ассортимент продукции: только в последнем году пятилетки освоено производство новых видов продукции — квадратной проволоки 65Г, проволоки для холодной высадки, выполнены ответственные заказы для Волжского автомобильного завода, проволоки 50 ХФА, РДВМ, РМЛ, РСН. Освоено производство предварительно обтянутых высококачественных канатов с сердечником из сизали — 28000 тонн, грузолюдских канатов — 18000 тонн, трёхгранопрядных — 400 тонн, канатов закрытой конструкции — 1650 тонн и ряд других видов канатов.
Правительство высоко оценило труд харцызских сталеканатчиков. Указом Президиума Верховного Совета СССР 113 человек награждены высокими правительственными наградами. Оцинковщик цеха металлопокрытий Анатолий Алексеевич Мартыненко удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Анатолий Алексеевич Мартыненко — человек-легенда сталепроволочно-канатного завода. Он уроженец города Сталино. Родился в 1925 году. Восемнадцатилетним парнем ушёл на фронт — шла Великая Отечественная война. Автоматчик 263-го гвардейского стрелкового полка за ратные подвиги на полях сражений получил два ордена Славы. Третий орден нашёл его лишь спустя 22 года после войны. Полный кавалер ордена Славы, награжденный медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией», «За победу над Японией», демобилизовавшись из рядов Советской Армии, едет в родной Донбасс на новый метизный завод.
С тех пор Харцызский сталепроволочно-канатный завод и город Харцызск — его второй дом, и трудится он в нём как хозяин — основательно, самоотверженно, так же, как с оружием в руках защищал свою Родину. Быстро освоив мирную профессию, добивается высоких результатов труда: ученик оцинковщика, оцинковщик, старший оцинковщик, бригадир оцинковщиков. И бригада — передовая, одна из первых на заводе бригад коммунистического труда. За высокие показатели в труде Анатолий Алексеевич Мартыненко награждается орденом «Знак Почёта» и медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения
Ордена Ленина удостоены бригадир слесарей первого сталепроволочного цеха Николай Прокофьевич Котенко, волочильщик Никифор Маркович Якименко, начальник цеха металлического корда Владимир Иванович Васильев.
Орденом Октябрьской Революции награждены волочильщики
Орденом Трудового Красного Знамени награждён директор завода
В августе 1974 года директором ХСПКЗ назначен Николай Иванович Покровков. Он коренной харцызянин, родился 21 июня 1933 года. Его отец, Иван Иосифович, был одним из основателей завода, работал в управлении строительством ХСПКЗ до войны, затем трудился на заводе в период послевоенного восстановления и после пуска завода до самого выхода на заслуженный отдых.
После окончания в 1958 году Донецкого индустриального института и получения квалификации инженера-металлурга (обработка металла давлением) для Николая Ивановича всё было предопределено: только Харцызск, только сталепроволочно-канатный! Здесь он начинал свой трудовой путь перед поступлением в институт в качестве инспектора первого отдела. Сюда же возвратился. Работа молодого инженера на заводе началась с азов. В 1958 году он работает подручным травильщика, помощником мастера в СПЦ-1, через полгода — мастером, затем инженером-технологом, а в связи со строительством СПЦ-4 его переводят инженером-технологом в строящийся цех, затем начальником техбюро и почти сразу после этого — начальником СПЦ-4. С 1966 по 1969 год Николай Иванович работает на Цейлонском меткомбинате инженером цеха волочения (Республика Шри-Ланка, пос. Орувела) в составе группы советских специалистов, оказывающих техническую помощь молодой республике. (В последующие годы дважды с такой же миссией он был в заграничной командировке в Болгарии, 1980–1983 годы и 1989–1991 годы). Возвратившись в Харцызск из Шри-Ланки, снова становится во главе коллектива СПЦ-4. Под его руководством коллектив цеха добивается больших трудовых достижений, цеху присвоено первое место в социалистическом соревновании по достойной встрече 100-летия со дня рождения
В 1973 году парторганизация ХСПКЗ избирает Николая Ивановича своим секретарём. А с 1974 по 1979 год он работает директором Харцызского сталепроволочно-канатного завода. Освоив производственные мощности второй очереди, завод набирает обороты. Этот период характеризуется наивысшим за всю историю завода объёмом выпуска продукции в 1976 году.
Трудовой путь Николая Ивановича Покровкова, члена заводской династии Покровковых, отмечен орденом «Знак Почёта» в 1976 году, медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
В связи с ростом производства автомобилей на Волжском автомобильном заводе, возросла потребность в металлическом корде, применяемом в изготовлении автомобильных покрышек. Применение в шинном производстве металлокорда вместо текстильного корда в несколько раз увеличило срок службы шин.
В связи с этим было принято решение о срочной модернизации цеха металлического корда. В Италии и ФРГ заказаны новые прядевьющие машины. Но тогда ещё не было комплексного подхода ко всему технологическому циклу уникального по своим технологиям цеха. Не всё в комплектации оборудования удовлетворяло металлокордовцев, к продукции которых предъявлялись очень высокие требования — и по адгезии, и по качеству свивки, и по намоту корда. По решению Главметиза СССР заказаны специальные станы и намоточные устройства комбинату СКЕТ (Германия). Однако комбинат запросил время (не менее трёх лет) на изготовление только опытного образца необходимого оборудования. Такое положение не устраивало ни коллектив завода, ни правительство Советского Союза, так как металлокорд приходилось покупать за рубежом, расходуя на это валютный фонд страны. Николай Иванович Покровков собрал специалистов завода и поставил перед ними задачу самостоятельного выхода из сложившейся ситуации. В результате на заводе сконструировали и стали изготавливать намоточную приставку к существующим волочильным станам.
В достижении высоких производственных результатов, организации своевременного выполнения заказов велика роль производственного отдела предприятия и его руководителя. Эту нелёгкую ношу 31 год подряд нёс Андрей Иванович Маленко. С 1950 по 1989 год, до последнего вздоха, работал Андрей Иванович Маленко на ХСПКЗ. В 1957 году он был назначен на должность начальника производственного отдела. В это время завод только встал на ноги, освоил производственные мощности первой очереди, которые вырабатывали продукцию. Но впереди были годы строительства и ввода второй очереди завода. Предприятие постепенно превращалось в огромный производственный комплекс. Продукцию вводимых в строй цехов ждали предприятия страны, на новые мощности спускался план, который необходимо было выполнять. Кроме этого, продукция завода отправлялась за рубеж. Андрей Иванович отличался большим профессионализмом в чётком планировании производства. Три десятилетия он возглавлял производственный отдел растущего предприятия. А за плечами у него было всего лишь среднее специальное образование. Это ещё один яркий пример, когда «народные университеты» накопленного с годами опыта, ум, трудолюбие, постоянное самообразование, поставили человека в разряд лучших специалистов одного из крупнейших метизных предприятий страны.
В отличие от пусковых и послепусковых лет, когда ведущими специалистами завода были специалисты, направленные из других предприятий, завод за годы работы воспитал собственные кадры и инженерно-технических работников, и служащих, и высококвалифицированных рабочих.
В преддверии 30-летия завода кавалер ордена Ленина и Трудового Красного Знамени канатчик Николай Иванович Девушкин выступил с почином — завершить план четвёртого года десятой пятилетки к 30-летию завода, то есть за восемь месяцев. Почин
Молодой волочильщик СПЦ-3 Валерий Касьянов выполняет производственные задания на 125–130%. На трудовом календаре многих рабочих цеха товаров народного потребления в марте 1979 года — уже август 1980-го. Среди них —
Волочильщик СПЦ-3
Правофланговые СПЦ-1 — смены мастеров
Почин волочильщика
2 сентября 1979 года коллектив завода праздновал 30-летие со дня ввода ХСПКЗ в эксплуатацию. За 30 лет из небольшого предприятия, насчитывавшего несколько сотен трудящихся, завод превратился в крупное промышленное предприятие, оснащённое современным высокопроизводительным оборудованием. В его состав входят семнадцать основных и вспомогательных цехов. Вместе с заводом росли и его люди. В цехах, отделах и службах завода трудятся около девяти тысяч работников. Высококвалифицированными рабочими зарекомендовали себя
Самоотверженный труд многих заводчан по достоинству оценен партией и правительством. Бригадиру оцинковщиков цеха металлических покрытий Анатолию Алексеевичу Мартыненко присвоено звание Героя Социалистического Труда, награждены орденами: Ленина — 9 трудящихся, Октябрьской Революции — 8, Трудового Красного Знамени — 69 человек. Более 270 рабочих, ИТР, служащих удостоены орденов «Знак Почёта», Трудовой Славы III степени, награждены медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие».
Завком профсоюза подвёл итоги соревнования в честь 30-летия завода. Красное знамя победителя вручено коллективу СПЦ-1 (по основным цехам), цеху товаров народного потребления (по вспомогательным цехам) и ЦЗЛ (победителю среди отделов и служб).
Звание победителя трудовой вахты в честь 30-летия завода присвоено коллективам восьми участков, четырёх смен и четырёх бригад. 52 сталеканатчика признаны победителями в индивидуальном соревновании. Среди них волочильщики
Однако 30-летний юбилей завода омрачён неутешительным фактом — третий год подряд завод не выполняет государственный план. Ослабла организация труда, производственная дисциплина, сказываются большая текучесть кадров, простои оборудования.
В 1979 году Харцызский сталепроволочно-канатный завод возглавил Сергей Андреевич Евсеев. Родился он 18 июля 1925 года в Башкирской ССР. Окончил семилетку. Семья Евсеевых в это время жила в Белорецке, городе металлургов. Естественным был выбор дальнейшего пути — Белорецкий металлургический техникум. Но в начале Великой Отечественной войны пошёл работать на Белорецкий металлургический комбинат бухгалтером леспромхоза. В 1943 году вновь поступил в техникум, а со второго курса ушёл добровольно в ряды Советской Армии, служил в войсках ПВО. После демобилизации с 1950 года работал на Белорецком металлургическом комбинате в цехе легированной проволоки помощником мастера. Без отрыва от производства в 1954 году окончил техникум. На Белорецком сталепроволочно-канатном заводе Сергей Андреевич работал мастером, начальником термического, травильного и волочильного участков. Это была хорошая практика. В 1958 году Сергея Андреевича назначают начальником цеха легированной проволоки, где он работает семь лет. Заочно окончил в 1963 году Магнитогорский горно-металлургический институт. Следующие ступени роста — должности заместителя директора Белорецкого металлургического комбината по капитальному строительству, главного инженера по сталепроволочно-канатному производству, заместителя директора по метизному производству. Затем согласно назначению Главметиза он шесть лет подряд возглавляет Минярский метизно-металлургический завод.
С таким опытом производственной и административной работы Сергей Андреевич Евсеев приехал на Харцызский сталепроволочно-канатный завод и работал в должности директора по 1984 год.
Коллектив Харцызского сталепроволочно-канатного завода продолжает работать над повышением технологических возможностей действующего оборудования, наращиваются производственные мощности завода.
В это же время должность главного инженера завода занимает Сергей Фёдорович Коровайный. Будучи человеком инициативным, творческим, деятельным и ответственным, главный инженер решение многих вопросов берёт на себя. Именно от него исходят важные инициативы в перспективном развитии предприятия и ориентации производства на выпуск прогрессивных видов продукции и связанная с этим модернизация. Это время специалисты завода назвали «эрой главного инженера». Спустя несколько лет, став директором завода и получив все полномочия, он с ещё большим энтузиазмом возьмётся за осуществление задуманного.
В 1975 году начальником КЦ-1 назначен Василий Афанасьевич Тураев. И в этом же году цех достиг производственной мощности и изготовил 76 тысяч тонн стальных канатов при проектных мощностях 75 тысяч тонн продукции.
В цехе продолжалась работа по совершенствованию технологического процесса. Были освоены технологии изготовления стальных канатов из пластически обжатых прядей и трёхграннопрядных канатов диаметром 33,0 мм 35,0 мм. Пряди под эти канаты изготовил Иван Васильевич Сиренко, а канаты на машине К-6/1000 № 125 изготавливал канатчик Василий Артемьевич Купаев. Ответственным в цехе за выполнение заказов канатов новых конструкций был Станислав Николаевич Малугин, старший мастер 2-го производственного участка. В дальнейшем Станислав Николаевич стал заместителем начальника цеха.
Рекордным стал год 1981-й. Было изготовлено и отгружено потребителям 80254 тонны стальных канатов широкого диапазона — диаметром от 1,0 мм до 72,0 мм различных конструкций и назначений.
Последнюю технологическую операцию в канатном цехе выполняют машинисты по навивке канатов. Большой вклад в достижение высоких результатов работы цеха внесли канатчики Иван Степанович Харченко, Виктор Фёдорович Минаев, Владимир Иванович Святецкий, Григорий Иларионович Сидоренко, Григорий Васильевич Чекаленко, Николай Никитич Любезнов, Валентин Петрович Тимофеев, Григорий Васильевич Прозоров, Василий Артёмович Купаев, Леонид Пантелеевич Бадёров, Виктор Степанович Левченко, Федор Карпович Николаенко и другие.
Многие из производственников старшего поколения прошли полями сражений в период Великой Отечественной войны и в труде показывали пример молодым, проводили с ними воспитательную работу. В первом канатном цехе широко развито наставничество и преемственность трудовых традиций.Производственными участками цеха в это время руководят старшие мастера, ветераны завода Георгий Георгиевич Харахоркин, Станислав Николаевич Малугин, Николай Сергеевич Анисимов.
Джерело: Харцыск: время, события, люди. - Том 2 - К.: КРИОН, 2010
http://www.history-ua.org/misto/?id=5009